Съемка на морозе

Фото на морозеИтак, Уважаемые Сограждане, пришла зима — с чем я вас и категорически поздравляю! Летом мы изнывали от жары, а теперь кутаемся в тёплую одежду, спасаясь от морозов.

Зима (при условии наличия снега) — очень красивый период, открывающий широкие возможности для тех, кто увлекается видео или фотосъемкой. Особенно это относится к фотографии — т. к. застывшее зимнее мгновение всегда притягивает взгляд. В связи с этим многие задаются вопросом — можно снимать на морозе или, что станет с их любимыми камерами при минус 30?!

Темы эти каждый год поднимаются на специализированных фото и видео форумах, так что изобретать тут ничего не надо — все давно изобретено! Я перечитал много разных советов и материалов, и остановился на одном, который мне хотелось бы продублировать в своём блоге, дабы всегда иметь возможность быстро к нему обратиться.


В этом посте я позволю себе смелость опубликовать статью одного очень хорошего фотографа по имени Taler. Надеюсь, что он не будет против (к тому же лишняя реклама ещё никому не вредила). А в конце материала можно будет найти ссылку на источник и ознакомиться с работами автора!

Taler: «Съемка на морозе»

Как зима, так начинают возникать вопросы: как снимать на морозе, не замерзнет ли камера, как бороться с конденсатом, и прочее в том же духе. Попробую тут разом на них ответить, чтобы потом можно было на этот пост ссылаться.

Итак, приступим:

Вопреки распространенному убеждению, сами по себе фотокамеры и объективы мороза не боятся. Полупроводниковая электроника при низких температурах работает даже лучше, чем при обычных, матрица на морозе меньше шумит (действительно меньше, причем существенно), современные металлические затворы, которые применяются в большинстве камер, тоже к низким температурам относятся спокойно. Естественно, при экстремально низких температурах может загустеть смазка в механизмах, и пластиковые части могут стать слишком хрупкими — но если вы не на полюсе холода, то бояться особенно нечего. Ну, максимум, несколько медленнее и не так уверенно будет работать автофокус, возможно, чуть потуже будет вращаться кольцо зуммирования, и почти обязательно начнет «тормозить» ЖК экран. Но все это не страшно, и обязательно придет в норму, когда камера отогреется.

Если что в камере и боится холода, так это источник питания, будь это аккумулятор или простые батарейки. Если, не дай бог, аккумулятор литий-полимерный, то он от мороза может просто испортиться. К счастью, аккумуляторы такого типа в фотокамерах если и применяются, то очень редко. А вот обычно применяемые литий-ионные и металгидридные аккумуляторы насмерть не замерзают, но на холоде очень быстро теряют емкость, и даже свежезаряженный аккумулятор на приличном морозе очень быстро и совершенно неожиданно может порадовать сообщением о севшей батарейке. Правда, если источник питания отогреть — он снова заработает как обычно.

А самое опасное в холода — это не холода вовсе, а резкие перепады температуры. Почему? Да потому, что холодный воздух в силу фундаментальных физических причин обычно гораздо суше теплого, и если в теплое помещение внести холодный предмет (в нашем случае — фотокамеру или объектив), на него мгновенно начинает осаждаться влага из теплого воздуха. Проще говоря — внесенная в с мороза в тепло фотоаппаратура мгновенно покрывается конденсатом. Насколько это страшно? Ну, если мороз на улице умеренный, а в помещении не очень высокая влажность, то все обычно заканчивается просто запотевшим объективом. Неприятно, невозможно сразу снимать, но не смертельно. Конденсат можно аккуратно вытереть, можно дождаться, пока он сам высохнет, но в любом случае особенных последствий не предвидится. А вот если мороз посерьезнее, а в помещении влажно — конденсат уже может попасть и внутрь камеры или объектива, и повредить там электронику. В этом случае не всегда помогает даже ремонт в сервис-центре.

И вот что точно боится мороза — так это руки фотографа. С отмороженными руками много не наснимаешь, поэтому их тоже нужно защищать, но, желательно, так, чтобы это не мешало фотографировать.

Ну вот, с тем, что у нас происходит в холода, более или менее разобрались. А теперь самое главное — собственно, рекомендации:

1. Итак, мороз фотографии не помеха. Даже если на улице минус тридцать — снимайте, не бойтесь. Ничего с камерой не случится. Разве что будьте чуть более аккуратны — пластик становится хрупким, и камера может не выдержать легких ударов, которые не производили на нее никакого впечатления летом.

2. Если нет сменного аккумулятора или второго комплекта батареек — держим аккумулятор (или батарейки) в теплом кармане, а в камеру ставим только непосредственно перед съемкой. Поснимали — и вытащили, и опять в теплый карман. Если же есть два комплекта — то снимаем с одним, второй греем в кармане. Как только тот, что в камере, замерз и отказывается работать — меняем местами.

3. ВАЖНО! Никогда, ни при каких условиях не суйте камеру под одежду! Почему? Да потому, что там ОЧЕНЬ влажно и тепло, и замерзшая камера отсыреет там в мгновение ока. А если вы при этом еще и активно двигаетесь — то ее попросту можно будет выжимать. И не надо думать, что если держать камеру под одеждой все время, и быстренько выхватывать ее на минуточку, чтобы сделать кадр, а потом прятать обратно, то все будет нормально. Не будет. Остывает камера на хорошем морозе мгновенно, и таким образом вы ее просто искупаете во влаге, которую выделяет ваше тело. Если уж вы снимаете на холоде, камера тоже должна быть на холоде все время. Либо в руках, либо в кофре.

4. Основные проблемы возникают, когда надо внести камеру с холода в тепло. Есть несколько способов сделать это, избежав образования конденсата. Проще всего — убрать камеру в кофр, закрыть его, и пару часов не открывать, пока камера не согреется до комнатной температуры. Минус в этом способе, в сущности, только один — в кофре камера будет согреваться очень долго, несколько часов. Если хочется побыстрее — замотайте камеру плотненько в полиэтиленовый пакет. В нем она согреется намного быстрее. В любом случае, объективы лучше закрыть крышками.
Если же вы забылись, и внесли холодную камеру в помещение в обнаженном, так сказать, виде — ничего страшного, но не бросайте ее на произвол судьбы. Образовавшийся конденсат (а он появляется мгновенно) аккуратно вытрите, а камеру, все-таки, уберите в кофр, или просто плотно накройте сухой одеждой или чем-то в этом роде до тех пор, пока она не согрелась до комнатной температуры. если
Тут еще надо заметить вот что: если вы вносите камеру с мороза в теплый салон автомобиля, то, как правило, всех этих проблем с конденсатом не возникает. Объясняется это просто — несмотря на то, что воздух в салоне автомобиля теплый, он все равно почти настолько же сухой, как и снаружи — отопитель всего лишь согревает его, но не увлажняет. В целом, по моему опыту, если не включен режим рециркуляции воздуха в салоне, то особенных проблем с конденсатом на камере не будет, достаточно просто закрыть объектив крышкой, и все.

5. Для съемок в холода неплохо бы подумать о перчатках. Обычные зимние перчатки подходят плохо — в них у пальцев никакой чувствительности, очень неудобно нажимать кнопки. Но не беда, выход есть. Если морозы не крещенские, то, как ни странно, хорошо помогают велосипедные перчатки без пальцев. Да-да, совершенно летние велоперчатки. Они довольно ощутимо греют руку, и при этом совершенно ничему не мешают, да и машину в них водить гораздо приятнее. А если ударили серьезные морозы — то под велоперчатки можно надеть тонкие шелковые перчатки, которые продаются в спортивных магазинах в качестве экипировки для занятий бегом в холодную погоду. Несмотря на свою субтильность, от холода они защищают достаточно хорошо, а чувствительность пальцев в них остается — настолько они тонкие. Естественно, в основном руки все равно придется держать в теплых карманах или варежках, но они хотя бы не будут мгновенно отмерзать, когда надо будет браться за камеру.

И еще: некоторые почему-то уверены, что на морозе нельзя менять объективы. Это не так — на самом деле, нет никакой разницы, при какой температуре их менять.

Ну вот, вроде все, что касается съемки на морозе. Из своего опыта могу сказать, что однажды у меня вся фотоаппаратура (за исключением аккумуляторов) неделю жила на морозе в -30 (я оставлял ее в холодных сенях, чтобы не вносить лишний раз в тепло), и ничегошеньки ей не сделалось.

И вот еще что: при выборе аппаратуры для съемке на серьезном морозе старайтесь выбирать такую, в которой минимум движущихся частей. Если компактную камеру — то, по возможности, без всех этих выезжающих-въезжающих объективов с механическими шторками, если объектив — то лучше фикс, а не зум. Если объектив автофокусный — то лучше с ультразвуковым мотором. Но это, конечно, если мороз по-настоящему сильный, и есть из чего выбирать.

Источник: Taler. «Съемка на морозе»

Информация по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *